Previous Entry Share Next Entry
Внимательность. Навык? Инструмент? Привычка?
Тенерифе
freken_l
Размышляю про школу.

Сейчас порассуждаю про внимательность.
На правильность мыслей не претендую, более того я открыта для диалога и здоровой полемики на тему. Мне точно важно разбираться и исследовать.
Часто слышны сокрушения и претензии от учителей от родителей: "Невнимательный(ая). Из-за невнимательности пропустил (а) цифру, не ту букву написал (а)". Мой Егор, например, может запросто вместо минуса поставить плюс, а считает же в столбик огого уже что.
Хочется про внимательность как навык быть сконцентрированным какое-то время на каком-то задании. И про то, как этот навык можно наработать, развить или улучшить.
По мне, то для развития внимательности что нужно? Внимательность возможна когда? Когда ребенок спокоен (нет фоновых сильных переживаний), когда ребенок несуетлив, когда мозг ребенка способен усваивать информацию наиболее эффективно (целостно, полно, с максимальным кпд). Что для этого нужно? Про фоновые переживания опущу. Хотя… Если родитель в достаточном контакте с ребенком, сильные фоновые переживания вряд ли возможны. Итак, чтобы помочь ребенку быть готовым усваивать информацию наиболее эффективно, нужно... Прежде всего, ребенку нужна опора в виде предсказуемости событий в своей жизни. Есть опора – новые навыки развиваются. Нет опоры – не развиваются. Опора для младшего школьника, на мое понимание, – это грамотно составленный распорядок дня, учитывающий его индивидуальные особенности. Что же учитывать, чтобы создать опору и как следствие развить или раскрыть внимательность как навык.
Итак, важно учитывать:
1. Время суток, когда информация усваивается наиболее эффективно.
2. Как быстро ребенок устает.
3. Какие задания выполняет быстрее (медленнее) всего.
4. Какие задания даются ребенку хуже всего (а тут уж хорошо бы разобраться, почему хуже всего: то ли не нравится предмет, то ли в чем-то не разобрался – и теперь не на что опереться, или протестует).
5. Что подходит ребенку в качестве перерыва. Разверну. Кому-то - посмотреть в окно три минуты - и ребенок уже эффективен. Кому-то надо выйти на полчасика на свежий воздух и пробежаться или попрыгать – и это дает энергию работать дальше. Кому-то яблоко погрызть или чайку попить. От чего зависит? От темперамента, возможно. Но не суть. Важно просто видеть и знать. Наблюдать и пробовать разное.
6. Сколько времени нужно для перерыва конкретному ребенку после конкретного задания. Одним детям нужно пару минут, чтобы включиться в следующее задание и столько же, чтобы закрыть учебник или тетрадь. Другие же погружаются медленно и с той же скоростью заканчивают: закрытый учебник или тетрадь для них не означают окончания предыдущей работы. Им надо медленно закончить, отдохнуть и медленно включиться.
У моих детей по двум последним пунктам полярно. И это, пожалуй, основная причина, почему мне нелегко даются их домашние занятия.
Учли. Хорошо. Дальше, и это, наверное, непростая задача, составление плана. И тут начинается джаз. Потому что реальный график – это не прописанные таблицы в экселе. Вернее и таблицы в экселе тоже. Но таблицы – они для родителя. Опора, скелет. Для родителя. А реальное расписание – это то, что родитель и ребенок составили на ближайшее время вместе. Вместе и на короткий промежуток – это главное, пожалуй. Именно в этом порядке. Любое событие, любой человек, любые отношения – динамический процесс. Все меняется. Все непостоянно. И то, что работало час назад, может дать сбой или остановиться…
Те шесть пунктов, что я написала выше, едва ли можно назвать инструментами формирования внимательности как навыка. Это скорее, на мое понимание, может быть использовано родителями, чтобы помочь своему младшему школьнику научиться саморегуляции через осознавание себя.
При чем же тут внимательность? Способный к саморегуляции человек знает, сколько информации и в каком состоянии он может усвоить наиболее эффективно. А способность к эффективному усвоению информации и внимательность идут в параллели.
Вот так мыслю.
Хотела изначально вообще-то писать о самопроверке.
Поразмышляла и поняла. Самопроверка, по моим наблюдениям, – страшно неудобная для детей привычка, хоть и весьма полезный инструмент для улучшения внимательности. И использовать самопроверку сознательно могут только способные к саморегуляции личности, как я понимаю.
И тут, в принципе, можно действовать с двух сторон. Занимаемся саморегуляцией – и самопроверка непременно появится как следствие. Боюсь сболтнуть глупости о формировании нейронных связей, но что-то мне подсказывает, что и со стороны самопроверки вполне себе оправдано заходить.
И при этом важно все-таки помнить, что важнее всего – помогать ребенку осознавать свой ресурс и состояние, а также учить ребенка встраиваться в жизненный контекст. Саморегуляция непременно появится, а с ней и внимательность подтянется.

?

Log in